Словесная инструментовка

Словесная инструментовка
    СЛОВЕСНАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА — одно из основных понятий евфонии (см.). Понятие это обнимает такие явления поэтического языка, наличие которых в поэтическом отрывке позволяет установить у поэта стремление к объединению в известный звукоряд слов, в зависимости лишь от их звуковой значимости.
    Рассмотрение известного отрывка со стороны его словесной инструментовки есть рассмотрение того, в какой мере лишь звучальная сторона слов определяет их место в словосочетании, в которое они с точки зрения инструментовки входят лишь, как элементы, необходимые для создания известного звучания, устанавливающего и выбор их, и характер соподчинения, и т. д. Словесная инструментовка и звукопись отличаются, таким образом, в том отношении, что звукопись — живописание звуками, что звуки для звукописи — средство (см. евфония), с точки же зрения словесной инструментовки значение звуков слов в смысле их соответствия живописуемому в расчет не принимается, и звуки оцениваются лишь со стороны того, входят ли они и как в общую звуковую систему. Учение о словесной инструментовке приближается, следовательно, к учению о повторах (см. евфония), отличаясь, однако, от последнего своим характером. Учение о повторах устанавливает схему возможных звуковых фигур, намечает как бы их штрихи, а словесная инструментовка комбинирует эти штрихи для создания определенного звукового рисунка. Великолепной иллюстрацией сказанного может явиться стихотворение Тютчева: «Певучесть есть в морских волнах»:
    В I стихе созвучия — «певучЕСТЬ — ЕСТЬ»,
    В III стихе — «СТройный», перекликающееся со «СТихийный» во II стихе и со «спОРах» (стРОйный) в том же II стихе.
    В IV стихе — «СТруится», перекликающийся со «СТройный».
    В V-м — «СТройный», перекликающееся со всем предыдущим.
    В VI-м — «приРОда», перекликающееся со «стРОй» в пятом стихе.
    В X стихе — «хОРе», перекликающееся с предыдущим V-м «спОРах», «стРОй» и т. п.
    В XII — «РОпщет», перекликающееся со всеми предыдущими и т. д.
    Слова в этих примерах действительно создают звуковую систему, в которой одно слово дает фон другому, а все вместе — одно целое. Нельзя, конечно, сказать, что звуки «СТ» или «РО» живописуют море или что они вызывают созвучное восприятию моря настроение, но, во всяком случае, несомненно одно: словесная инструментовка, в стихотворении Тютчева, как и во всяком подлинном произведении искусства, не является простой прихотью поэта: прием, не оправданный заданием, есть нечто антихудожественное. В данном стихотворении необходимость яркой словесной инструментовки обусловлена тем, что получающийся в результате ее использования звуковой «строй» дает контрастный фон тому «разладу», который, по словам Тютчева, в том же стихотворении вносит в гармонию природы человек («Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем»).
    Я. Зунделович.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. . 1925.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Словесная инструментовка" в других словарях:

  • Словесная инструментовка — одно из основных понятий евфонии (см.). Понятие это обнимает такие явления поэтического языка, наличие которых в поэтическом отрывке позволяет установить у поэта стремление к объединению в известный звукоряд слов, в зависимости лишь от их… …   Литературная энциклопедия

  • инструментовка звуков — словесная инструментовка , ед.   В фонике: то же, что и звуковой повтор.   Аллитерацию и ассонанс называют в этой системе терминов инструментовкой согласных и гармонией гласных …   Учебный словарь стилистических терминов

  • инструментовка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. 1. Муз. Изложение музыкального произведения для исполнения оркестром или инструментальным ансамблем; оркестровка. И. фортепьянных пьес Шопена. 2. Раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных музыкальных… …   Энциклопедический словарь

  • инструментовка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. 1) муз. Изложение музыкального произведения для исполнения оркестром или инструментальным ансамблем; оркестровка. Инструменто/вка фортепьянных пьес Шопена. 2) Раздел теории музыки, изучающий свойства отдельных… …   Словарь многих выражений

  • Жирмунский, Виктор Максимович — [1891 ] современный литературовед. Сын врача, окончил Тенишевское училище [1908] и Петербургский университет [1912], после чего специализировался в Германии по немецкой и английской литературе и философии. В настоящее время профессор ЛГУ, один из …   Большая биографическая энциклопедия

  • Евфония — (чаще эвфония) учение о звуковой организации поэтической речи (см. Фоника). Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В.… …   Литературная энциклопедия

  • Жирмунский — Виктор Максимович (1891 ) современный литературовед. Сын врача, окончил Тенишевское училище (1908) и Петербургский университет (1912), после чего специализировался в Германии по немецкой и английской литературе и философии. В настоящее время… …   Литературная энциклопедия

  • Евфония —     ЕВФОНИЯ учение о звуковой стороне поэтического языка вообще и стихотворной речи в частности. (Предложение ввести в науку о русском стихе термин «евфония» для обозначения той части стихологии, которая изучает «внутреннее строение стиха, его… …   Словарь литературных терминов

  • Форма и содержание — I. Исторический очерк. Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и идеалилизма, борьбы реалистического и идеалистического направлений в искусстве. Проблема Ф. и С. органически связана …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»